Послушание и смирение — это есть стремление рода людского обрести божью милость. Бесовщина овладевает человеком и принимает он это как испытание владыки его.
Искушение так приятно и позволяет оно утолить желания, которые столь вредны для веры божьей. Это бес и не иначе. Он стремится совратить волю и поднести человеку сомнение в вере своей. Надежда на святыни, где бессилен враг божий, и намерения человека в изгнании и обращения беса своего в раба господня...
Проверенные актеры, духовные и прилагающееся к этому декорации а также приятная картинка в данном фильме присутствуют.
-------------------------------------------------------------------------------------
Посмотрел фильм на специальном показе, организованном в честь Года российского кино кинотеатром «Космос» в Оренбурге. Актёрская, операторская, работа костюмеров — нет претензий, веришь в эпоху и сюжету. Бисером рассыпаются по фильму фразы, которые просто должны были бы стать крылатыми, но, моё субъективное мнение, не станут.
Чтобы уйти в народ, слово должно до него дойти, а кино далеко не коммерческое. И даже присутствие на показе людей верующих, для которых «возлюби ближнего» не пустой звук — не гарантия запуска «сарафанного радио». Пример? Около меня смотрели фильм три дамы, которые после 30 минут «Монах и бес» начали шептаться, что «богохульство». А потом и вовсе ушли, не дождавшись победи веры над бесовщиной. Хотя эти дамы, казалось бы, и есть целевая аудитория фильма...
Тогда чего говорить о поколении, для которого Дьявол — Апокалипсис, а Вера и любовь к ближнему — Люди ИКС (спойлер: Магнето изгнал из себя искусителя и встал таки на сторону света, Зло побеждено!). Мы привыкли к красочному и цепляющему повествованию, сочной визуализации. Коль уж Год российского кино, то вспомним для примера не вражеский кинопродукт, а «Дневной дозор»! Разве скучно было смотреть, как Городецкий через боль и захватывающие терзания изгоняет из себя зло, (спойлер) чертя на стеночке: «НЕТ»! Ведь может Добро быть таким, чтобы ты не ждал, ну, когда же закончится фильм?
Это моё субъективное мнение и, возможно, сейчас я как (спойлер) тот святоша из американской картины «Догма», призывающий создавать «клёвого Иисуса». Возможно, именно мне адресованы слова: «Не давайте святыни псам и не мечите жемчуга (бисера) вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Евангелия от Матфея). Но вы вряд ли сможете аргументировано возразить мне, пока не посмотрите «Монах и бес». А захотите ли вы его посмотреть, без рекомендаций друзей, которые на нём пусть и были, но он их не зацепил?
-------------------------------------------------------------------------------------
В современном русском кино редко можно встретить картины, после просмотра которых испытываешь чистой воды катарсис (или даже некий культурный шок — называйте, как хотите).
Хочется рассматривать фильм целиком, как гармоничное полотно, смысл которого открывается с последним кадром. Хочется закрыть глаза на огрехи и несовершенства, вроде убогой графики, и насладиться удачными сценами, хорошей музыкой и достойной игрой актёров (дуэт Георгия Фетисова и Тимофея Трибунцева — выше всяких похвал, хотя некоторые второстепенные персонажи тоже получились вполне интересными).
Радует отсутствие двух въедливых тенденций последних лет: мотива явного антиклерикализма и, напротив, тотальной идеализации дореволюционного общества, практически полновластно завладевшей нашим историческим кино.
Форма притчи, несколько абсурдной, где-то смешной — очень удачное решение. Да, присутствуют спорные в догматическом плане моменты. Да, на глаза явная гиперболизация образов. Но в контексте иносказания и сказочной аллегории происходящее на экране производит самое благоприятное впечатление.
-------------------------------------------------------------------------------------
Посмотрел вчера сию кинокартину и понял, что оная требует повторного просмотра.
Принял решение пойти на просмотр, думая что увижу прежде всего кинокомедию, однако увидел... я не знаю, что я увидел. Притчу? Однако для притчи характерно начало, продолжение, окончание и суть — послание, связанные чем то единым — человеком, явлением или чем то иным. Здесь всё сложнее. Да, человек есть — Иван, Семёнов сын. Есть и условное начало, но оно не совпадает с началом фильма. Продолжение джазовое, рваное, режиссёру как будто бы не хватало времени. Может быть задумка лучше бы смотрелась при условии большей продолжительности кинокартины?
Случай в Иерусалиме, когда две монеты пересиливают необходимость совершить намаз, считаю одним из важных моментов фильма. Как эти монеты падали в таз! С каким звуком! С каким интервалом! Как пудовые гири на чашу весов. Тех весов, на которых будут взвешивать всю нашу жизнь, наши добродетели и поворотные моменты.
А неприятие Иваном торговли Христом? В наше время Христом торгуют не только в Иерусалиме. Вот бы порыв главного героя да каждому!
Думаете фильм про христиан или мусульман? Нет, фильм про людей и их взаимоотношения. Про нас.
Вопросов много, ответы каждый зритель ищет сам. Ищет в себе, в своём опыте, в своей морали. В принципе, из-за количества вопросов и настроения, которое навеяно «Монахом и бесом», я готов признать что труд созидателей фильма не напрасен. Я не жалею, что попробовал понять «Монаха и беса».
-------------------------------------------------------------------------------------
Еще до выхода фильма, было ясно, что зрителя ждет захватывающее действо. Работа Тимофея Трибунцева филигранна, совершена и легка, он превосходный актер, это не для кого ни новость. Но то, что он делает у Досталя это про чудо, на которое хочется смотреть еще и еще. Кажется, что вся предыдущая череда ролей словно вела Тимофея Трибунцева к Ивану. Здесь строго говоря три роли, три состояния Ивана, он как человек, как искушаемый нечистым и как познавший истину. При этом нет эффектных актерских штук с мгновенным переходом из одного состояния в другое, все слито в единую, цельную личность, он преображается, оставаясь собой. Все так просто, что я, например, не поверю, что эта работа потребовала от Тимофея много сил, хотя, наверное, так и было. Это не роль, это как облако невесомое и постоянно изменяющееся. Как прекрасно, что нам не актерам не дано понять, как можно так сыграть преображение человека, как это делает Тимофей в сцене выхода из Храма Гроба Господня и многие, многие другие моменты остаются тайной. Смотришь как на чудо, да это, наверное, оно и есть, чудо. И хочется смотреть на это чудо еще и еще.
Трудно, наверное, существовать на площадке с таким актером как Тимофей, потому что он же по — сути Евстегнеев нашего времени, от него невозможно не оторвать взгляд. Но Георгий Фетисов оказался достойным партнером. Он хорош в образе искусителя, он интересен и даже опасно манок, он смахивает на какую-то из MTВ-х поп-звезд. И как головокружителен финал картины, когда он приходит в монастырь. Сцена длится минуты четыре, слов у него здесь мало, но какой наполненный болью и стремлением к искуплению взгляд. Это невероятно сильно.
Жаль, что музыке в фильме отведено практически последнее место и уж слишком она перекликается с саундреком из сериала «Мастер и Маргарита». А ведь у фильма довольно лихо закрученный, глубокий сюжет, с подтекстами и пространством для полета духа. Существует огромное количество музыки, которая бы великолепно обрамила бы эту историю. Но увы... Еще один необъяснимый для меня просчет картины мало количество крупных планов Тимофея, так обидно, когда он произносит свои ключевые монологи, а камера держит общий план.
Однако, это конечно мелочи. Фильм великолепен, его стоить смотреть и пересматривать, так добротно он сделан. И если вы еще не видели картину, я завидую вам белой завистью, ибо вас ждут открытия...
Кира Тельминова